Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какая эпоха Вам наиболее интересна (у Вас много книг, написанных в это время или о нём)?
Всего ответов: 63

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Работа с одаренными детьми
16.03.2015, 20:22

 

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных  связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической  значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно , не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные- нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется : определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

5. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)

Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».

6. Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий- будить детскую любознательность пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям  воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

7. Творческие задания.

Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр  по образцу. Например, в  упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

Наконец, возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся  на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяются темой. Вот несколько  примеров таких тем: «Есть вещи, которые лучше бы не делать» (Эйнштейн). (Сложноподчинённое предложение). «Барабашки шалят». (Неопределённые и отрицательные местоимения).

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд, лишённые  звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, на  картине - Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, тишина разлита на этом полотне. А дети «слышат», как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец.

Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить  с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Вот здесь чего только ученики  не применяют! Как богата фантазия! И стихи  собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют, и поют; инсценирование отдельных отрывков - это наша с ними обычная форма урока. Я всячески способствую литературному развитию наших воспитанников, пробуждаю у них любовь к искусству слова, сочувствую их творческим увлечениям и помогают правильно оценивать такие увлечения, поощряют их собственные поэтические и прозаичные опыты.

Особенное значение приобретает эта задача для средних классов, где складываются осознанные читательские интересы учащихся и где формируются их представлений об искусстве. Редко мы получаем от ребят более или менее удачные «пробы пера». Чаще всего - это ритмические не организованные строки, связанные «приблизительными» рифмами, которые расположены бессистемно или же вообще отсутствуют. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для  формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания  поэтического слуха, помогая подросткам в добровольной избранной, а поэтому особенно интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи.

Вот почему даже очень слабые «поэтические опыты» наших  воспитанников должны вызывать сочувственное  понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, -в области восприятия произведений истинного искусства. Поскольку нельзя научить писать стихи ни взрослых, ни детей, всё, что в моих силах и что может содействовать развитию ребёнка, его интересов, его творческой деятельности, осуществляю на уроках литературы, а особенно на уроках по развитию речи.

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся- всё это создает ту литературную  и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.

Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», при чём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают  упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:

«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими- отношения к нему или  впечатления от него?».Часто предлагаю отдельным  учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др. Допускается любая форма изложения, если она содержит наблюдения за предметом мысли и даёт возможность  выразить свои впечатления, своё отношение в точном и ярком свете.

Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном  преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики».

Категория: Мои файлы | Добавил: Ленусик
Просмотров: 380 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar