Тема. Не с прилагательными.
Цели урока.
Общеобразовательные: Познакомить учащихся с написанием частицы НЕ с именем прилагательным, совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения ( умение анализировать учебный материал и обобщать, исследовать и сравнивать, слушать и слышать, владение монологической и диалогической речью)
Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка, умения работать в коллективе, воспитание патриотических качеств
Развивающие: развитие умений выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы. Обобщать изучаемые факты, сопоставлять их и делать выводы; развитие интереса и творческих способностей.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний, основанный на деятельностном подходе к обучению.
Форма урока. Урок- проект.
Методы обучения. ИКТ, самостоятельные наблюдения, создание ситуаций новизны, успеха, поощрения, беседа.
Оборудование. Презентация в виде слайд-шоу, раздаточный материал, буклеты, смайлики, толковый словарь русского языка, мультимедиа.
Ход урока.
1 Организационный момент.
. Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Ни минуты не теряем
И работать начинаем.
2 Организация деятельности.
а) лингвистическая разминка
- Объясните написание слов, спишите.
(не) вежа; (не) настье; (не) был; (не) правда, а ложь; (не)дотёпа.
- Какая орфограмма их объединяет?
- Как пишется НЕ с существительным?
- Как пишется НЕ с глаголом?
б) Погружение в проект ( постановка проблемы, определение цели, выдвижение задач урока)
- Послушайте стихотворение,
Частица Не - упрямая частица.
Все повернуть по-своему стремится
Ты хочешь счастья, а она придет – и выйдет все как раз наоборот.
С такой частицей нет опасней дружбы, она убьет неверием своим.
И то, что нужно, станет вдруг ненужным, а то, что плохо- не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился., ну, словом, просто примирился,
Как говорят с годами поостыл,
Частица Не – упрямая частица- на этот случай может пригодиться!
На помощь поскорей ее зови! Она тебе придаст неутомимость,
Непримиримость, и неукротимость, и силу нестареющей любви!
- Какие слова с частицей Не вы услышали?
- Определите тему нашего урока.
- Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.
- Сегодня мы с вами будем работать над проектом, а в конце нашей работы мы увидим результат – буклет.
Буклет- (англ.) – брошюра, книжечка. Печатное издание на одном листе, складывающееся тетрадкой или ширмочкой.
Что должен узнать
|
Что узнал
|
Когда Не с прилагательным пишется слитно
|
|
Когда Не с прилагательным пишется раздельно
|
|
Кто из ученых – лингвистов занимался данной темой
|
|
3 Осуществление деятельности
Правила успешной проектной деятельности
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
А) Исследовательская работа (таблица)
Не с существительными
|
Не с прилагательными
|
неряха
|
неряшливый
|
нерешительность
|
нерешительный
|
Не правда, а ложь
|
Не правдивый, а лживый
|
- Образуйте от существительных прилагательные. ( записать в буклет)
- Что общего между написанием Не с существительными и прилагательными? Какой вывод можно сделать?
- У прилагательных есть особенные слова- «маячки» , которые указывают на то, что Не в данном случае пишется раздельно. ( вовсе не интересный фильм)
- Прочитайте правило, выпишите в буклет слова – «маячки»
Б) Исторический материал
- Кто изученных – лингвистов занимался этой темой?
Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933)
В) Физминутка для глаз
Закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Считаю медленно от 1 до 8. Представьте, что ваш носик начинает расти и продолжайте следить за ним закрытыми глазами. А сейчас я буду считать от 8 до 1, а вы, ребята, следите за уменьшением своего носика.
Г) Первичное закрепление изученного материала
- Игра « Замени словечко»
- Какие слова мы называем синонимами?
- Замените прилагательное синонимом с НЕ
Рассеянный ученик – невнимательный
Молчаливый мальчик – неразговорчивый
Дождливая погода – ненастная
- Объяснительный диктант
Невзрачный на вид; неизвестный художник; неглубокая речонка; не красна изба углами, а красна пирогами; нисколько не интересный фильм.
- Чем является Не в этих словах?
- Работа с учебником упр 307
- « Исправьте ошибки»
не брежный почерк ; несладкий чай ; вовсе не привлекательный человек;
очень не красивый; не мелкая, а глубокая река; ребенок не здоров;
не дорогой, но удобный портфель; ничуть неинтересный фильм; некаменный дом; невысокий, но худой.
Физминутка
Давно доказано на деле- здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя, зарядка всем нужна друзья!
Давайте проведем разминку- смотрим вверх. Прогнули спинку
Покачали головой, руки в крест перед собой
Покажите радость встречи, руки положив на плечи.
Покачались как качели. Ах и встали. Ох и сели.
Снова встали, сели, встали. Пальцы сжали и разжали. Не устали?
- Самостоятельная работа (тест)
Отметьте номера правильных ответов.
1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
- если слово не употребляется без не-;
- если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
- если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
- Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
- В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
- День выдался (не)жаркий.
3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:
- Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
- Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
- (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
- (Не)приятельская армия отступила.
- Эта книга далеко (не)проста.
- Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с не- пишется раздельно:
- Посетитель был вовсе не скучен.
- Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
- Её (не)годующий взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
- Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
- Океан был совсем не спокойным.
- В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Ключ
№задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Ответ
|
1,2
|
1,2
|
1,3
|
1,3
|
1,2
|
1,3
|
- Творческая работа
«Время замерло… Стынет гранит…
Наступает минута молчанья.
И со мною Огонь говорит –
Голос памяти… Голос печали…
«В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают…»
Давно отгремела Великая Отечественная война, а подвиг людей, защитивших нас, никогда не будет забыт! Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь?
Дело освобождения Родины было всенародным. Поэтому, когда мы говорим: “Они защищали Родину”, - мы имеем в виду всё военное поколение – воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная слава!
Перед вами могила Неизвестного солдата. Представьте, что вы находитесь около нее. Что бы вы сказали им, ушедшим в бессмертие? Какие слова благодарности выразили б? Напишите «Письмо Неизвестному солдату»
4 Представление результатов деятельности и ее оценка
а) отчет о проделанной работе
- Какие задачи мы ставили сегодня перед собой?
- Какой результат получили?
- Где можно применить наш буклет?
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
б) рефлексия
- С каким настроением вы уйдете с урока – покажите смайликами
в) Д/з п.54 упр.308 |