ВАРИАНТ 1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Луч_к со_нца блес(?)нул из(за) леса к_снулся в_рхушек деревьев от(и,ы)скал в л_стве шарики зеленых ябл_чек. 2. Дрож_ света пробежала по саду и заискрились алмазами р_синки на пр_дорожной траве.
3. Разг_релось со_нце и словно плам_нем вспыхнули густые ветки дерев_ев. 4. Первая пч_лка (за)звенела в теплом воздухе пр_тихшего утра. 5. (За)ней м_тнулась другая трет_я. 6. Синяя стрек_за пр_села на улей но пч_лы равн_душны к бе(з,зз)аботной попрыгун_е. 7. У них нет врем_ни. 8. Они делают круги над пасекой выб_рают напр_вление и ул_тают в л_са в луга. 9. Все больше ож_вляют(?)ся ул_и и вот уже кружат_ся бе_конечными клубами в_здушной пряжи (з,с)борщики нектара. 10. У края дорог_растет подсолнух. 11. Он привл_кает к себе пч_л но больше всего они люб_т цветы липы. 12. В ясную погоду сем_я этих труд_любивых (не)посед соб_рает до пяти килогра_ов меда.
(По Д.Зуеву «Времена года»)
Выполните задания.
1. Из предл. 1–2 выпишите слова с чередованием гласных в корне
__________________________________________________________________
2. Из предл. 2–5 выпишите слово – пример к правилу «о – ё после шипящих в корне»
__________________________________________________________________
3. Из предл. 6–9 выпишите слово – пример к правилу «На конце приставки перед глухим согласным пишется с»
__________________________________________________________________
4. Из предл. 1–3 выпишите слово – пример к правилу «Непроизносимый согласный в корне»
__________________________________________________________________
5. Из предл. 7–9 выпишите слова – примеры к правилу «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»
__________________________________________________________________
6. Из предл. 3–6 выпишите слова с разделительным ь
__________________________________________________________________
7. Из предл. 6–10 выпишите слово (разносклоняемое существительное) с суффиксом –ен-
__________________________________________________________________
8. Выпишите номера простых предложений с однородными сказуемыми
__________________________________________________________________
9. Выпишите номера сложносочиненных предложений
__________________________________________________________________
10. Выпишите грамматическую основу предл. 5
__________________________________________________________________
ВАРИАНТ 2
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Русская зима
1. Хорош_ снежные зимы в Ро_ии! 2. (Не)погоду см_няют ясные дни. 3. Бл_стят на со_нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки и маленькие реч_нки. 4. Пр_порошила зима землю снежной шу_кой. 5. Отдыхает земля наб_рает силу. 6. Наполняет(?)ся жизн_ю зимний лес. 7. Вот простучал по сухому дереву дятел. 8. (По)всему лесу отб_вает дробь лесной барабан(?)щик. 9. С шумом пролетит ря_чик поднимет(?)ся из снежной пыл_ глухарь. 10. Стайка в_селых клестов ра(с,сс)елась на ветках ели. 11. Стоиш_ и любуеш_ся как ло_ко они вонзают свои клювики в шишки выб_рают из них сем_на. 12. С сучка на суч_к перепрыг_вает шустрый бельч_нок. 13. Вот бе_шумно пр_летела большая сова и подала голос. 14. Ей отозвались другие совы. 15. Пискнула тихонько лесная мышь пробежала по снегу и скрылась (под)пнем в сугробе.
(По И.Соколову-Микитову)
Выполните задания.
1. Из предл. 2–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной е – и в корне
__________________________________________________________________
2. Из предл. 1–4 выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется правилом: «В приставке пишется и, если слово имеет значение неполное действие»
__________________________________________________________________
3. Из предл. 1–5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах имен существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е»
__________________________________________________________________
4. Из предл. 2–5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Не с существительными, прилагательными и наречиями пишется слитно, если можно заменить синонимом»
__________________________________________________________________
5. Из предл. 10–13 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «На конце глаголов 2-го лица после шипящих пишется ь»
__________________________________________________________________
6. Из предл. 11–15 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «На конце приставки перед глухим согласным пишется с»
__________________________________________________________________
7. Выпишите номер бессоюзного сложного предложения
__________________________________________________________________
8. Выпишите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
__________________________________________________________________
9. Выпишите номер сложноподчиненного предложения.
__________________________________________________________________
10. Укажите количество грамматических основ в предл. 11
__________________________________________________________________
Вариант 3
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Усталое летн_ со_нце уходит на покой за г_ризонт. 2. На западе проп_дает у_кая полоска света. 3. Над гла_кой поверхност_ю (не)широкой реч_нки л_жится туман и окутывает (не) глубокий овраж_к песча_ый берег (не)высокие пр_брежные кусты и (светло)зеленый луж_к. 4. (З,с)гущается туман и на землю опускает(?) ся ноч(?)ная сырость. 5. На небе заг_раются первые звездоч(?)ки. 6. Зам_лкают птицы. 7. В последний раз свис_нул предвес_ник ночи соловей. 8. Со(н,нн)ая тиш_на (не)нарушает(?) ся даже ш_рохом листьев. 9. Только иногда увид_шь в темноте как пронесет(?)ся л_тучая мыш_. 10. Тяж_лые от р_сы цветы с_ежились и пр_клонились к земле. 11. Сл_жил свои параш_тики полевой плющ_. 12. (Не)проглядная тьма ра(с,сс)т_лается по окрес_ности. 13. От земли распростр_няется ре_кий аромат цв_тущих р_стений. 14. Ноч_ю их зап_х всегда сильнее. 15. Все в пр_роде об_ято сном. 16. Как пр_красна летняя ноч_!
Выполните задания
1. Из предл. 2–6 выпишите слова с чередующейся безударной гласной а – о в корне
__________________________________________________________________
2. Из предл. 4–6 выпишите слова с приставками, правописание которых определяется правилом: «Эта приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения»
__________________________________________________________________
3. Из предл. 3–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Пишется два н на стыке корня и суффикса»
__________________________________________________________________
4. Из предл. 1–7 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «Не с существительными, прилагательными и наречиями пишется слитно, если можно заменить синонимом»
__________________________________________________________________
5. Из предл. 5–9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «На конце существительных 3-го склонения после шипящих пишется ь».
__________________________________________________________________
6. Из предл. 1–5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах имен существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е»
__________________________________________________________________
7. Найдите простое предложение с однородными дополнениями.
__________________________________________________________________
8. Выпишите номер сложноподчиненного предложения
__________________________________________________________________
9. Выпишите основу предл. 16
__________________________________________________________________
10. Укажите количество грамматических основ в предл. 3
__________________________________________________________________
ВАРИАНТ 4
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Ру_кий (средне)вековый город (во)многом отл_чался от (западно)европейского. 2. Он всегда строился свободно и пр_сторно. 3. Иностранц_в пор_жала (М,м)осква. 4. Они сч_тали что она по размерам пр_восходит крупнейшие города (Е,е) вропы. 5. Обширные дворы бе_крайние огороды (не)об_ятные пустыри делали ее похож_й на большую деревню. 6. В (западно)европейских городах (не)большие каме_ые дома тесно л_пились друг к другу и созд_вали (не)пр_рывную стенку. 7. Из(за) т_сноты они выр_стали в дватри этажа. 8. Любой (средне)вековый ру_кий город можно назвать деревя_ым. 9. Бог_тейшие запасы лесов на (Р,р)уси давали пр_красный стр_ительный матер_ал. 10. Но пожары главная угроза деревя_ых построек. 11. Долгое время даже главная площадь (М,м)осквы в память о страшном пожаре тысяч_ четырест_ девяност_ треть_ (1493) года называлась Пожар. 12. Первый каме_ый жилой дом по_вился в Москве в середине п_тнадцат_ века.
(По Ю.Рябцеву «Путешествие в Древнюю Русь»)
Выполните задания.
1. Из предл. 5–10 выпишите слово-пример к правилу: «В корнях -раст- – -ращ- – -рос- пишется а перед ст или щ, о – если нет ст, щ»
__________________________________________________________________
2. Из предл. 4–6 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «Не с существительными, прилагательными и наречиями пишется слитно, если слово без не не употребляется»
__________________________________________________________________
3. Из предл. 3–7 выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется правилом: «а конце приставки пишется с перед глухим согласным»
__________________________________________________________________
4. Из предл. 6–9 выпишите слово-исключение к правилу: « суффиксах прилагательных -ан- – -ян- пишется одна буква н».
__________________________________________________________________
5. Из предл. 1–5 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «Сложные прилагательные пишутся слитно, если образованы от подчинительных словосочетаний»
__________________________________________________________________
6. Из предл. 4–7 выпишите слово с разделительным ъ
__________________________________________________________________
7. Выпишите номер предложения с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым».
__________________________________________________________________
8. Среди предл. 1–7 найдите простое предложение с однородными подлежащими.
__________________________________________________________________
9. Выпишите номер сложноподчиненного предложения.
______________________
10. Выпишите грамматическую основу предложения 10
__________________________________________________________________
ВАРИАНТ 5
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Брос_те (не)отложные дела и выйд_те поз_ним веч_ром на песча_ый берег реч_нки. 2. Если вы буд_те долго прислуш_ваться то услыш_те в камыш_вых зар_слях (не) понятные ш_рохи (не)умолчные звуки. 3. Однажды ноч_ю с_дел я за письме_ым столом. 4. Ночь была тихая безветре_ая только с реки дон_сились какие(то) д_лекие звуки. 5. Вдруг из(под) пола разд_лись чьи(то) (не)громкие голоса. 6. Они походили на ш_пот птенц_в которые пр_будились в гнезде. 7. Мною овл_дело желание понять кто разг_варивает под полом. 8. Потом я дог_дался что слышал возню ежей. 9. Ежи п_лезные зверюшки. 10. Они никому (не)прич_няют вреда никого (не)боятся уничтожают вредных нас_комых бор_тся с мышами. 11. На зиму ежи засыпают. 12. Их маленькие берлоги пр_крывают снежные сугробы и они пр_спокойно спят в них всю зиму.
(По И.Соколову-Микитову)
Выполните задания.
1. Из предл. 1–6 выпишите слово(-а) с непроизносимым согласным в корне
__________________________________________________________________
2. Из предл. 2–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной а – о в корне.
__________________________________________________________________
3. Из предл. 4–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корне после шипящих пишется ё, если есть однокоренное слово с буквой е»
_______________________
4. Из предл. 1–5 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «Не с существительными, прилагательными и наречиями пишется слитно, если слово без не не употребляется»
__________________________________________________________________
5. Из предл. 1–5 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «Глаголы в повелительном наклонении имеют суффикс -и-»
__________________________________________________________________
6. Из предл. 6–9 выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется правилом: «На конце приставки пишется з перед звонким согласным»
__________________________________________________________________
7. Выпишите номер предложения с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым».
__________________________________________________________________
8. Выпишите номера сложноподчиненных предложений
__________________________________________________________________
9. Выпишите номер бессоюзного сложного предложения
__________________________________________________________________
10. Укажите количество грамматических основ в предл. 10
__________________________________________________________________ |