Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Читаете ли Вы зарубежную литературу на оригинальном языке?
Всего ответов: 68

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа. Русский язык. Разумовская М.М. 6 класс

 

Рабочая учебная программа

по русскому языку

 

6 класс

 

базовый уровень,  основное общее образование

 

срок реализации программы – 1 год

 

            Составитель:   Греку Елена Михайловна

 

2013 – 2014 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа   для 6  класса    составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательной основной школы    для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией    М.М.Разумовской (авторы  В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов). Реализуется в УМК под редакцией М. М. Разумовской (учебник по ред. М.М.Разумовской  Русский язык 6 класс М.: Дрофа 2013 год).

Программа рассчитана на 175 часов

Недельная нагрузка: 5  часов

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·               воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·               совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·               освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·               формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 В программу включено изучение таких разделов, как «Словообразование», «Причастие. Деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение». Большое место отводится изучению употребления разных частей речи и их произношения, что позволяет совершенствовать произносительные и речевые навыки учащихся, овладевать нормами современного русского литературного языка. Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся  со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов. Материал рассматривается в двух аспектах – языковом и речевом, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Уроки речеведения вкраплены в языковую часть курса. В центре – лексика и грамматика. Два этапа обучения– углубленное закрепление и линейно-системное изучение. Общая направленность– морфолого-орфографическая.      В       результате перераспределения приобретаются навыки в словообразовании частей речи, учащиеся знакомятся с  причастиями, деепричастиями, числительными и местоимениями. Прослеживается последовательная ориентация на дальнейшее речевое развитие учащихся, овладение ими языком предмета. Это достигается через систему заданий, нацеленных на совершенствование умений и навыков чтения и понимания лингвистических текстов, достаточно часто встречающихся на страницах книги под рубрикой « Размышляйте на лингвистические темы».Учебник для 6-го класса сохраняет принципиальный подход авторов, реализованный на страницах учебника для 5-го класса и заключающийся в восстановлении нарушенных «прав» устной речи в школьном лингвистическом образовании. Разработанная система упражнений помогает учителю формировать прочные умения и навыки устной речи в двух аспектах - правильности и выразительности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

 

Основное содержание

6 класс (175 часов)

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

    Речь (40 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средст­вах, характерных для изученных стилей речи.

Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.

Стили речи: научный стиль (сфера употреб­ления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание места, описание состоя­ния природы, рассуждение-объяснение.

Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.

Основные требования к выборочному изложению.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

Грамматика. Правописание (16 ч)

Синтаксис как раздел грамматики.

  Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.     Понятие простого и сложного предложения. Предложение с  однородными членами,   обращением  и  прямой речью.

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окон­чаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, меж­ду частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)

Морфология как раздел грамматики.

Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.         

Словообразование имен существительных, прила­гательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлеж­ности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах при­лагательных, образованных от имен существитель­ных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок. Корни с чередованием букв О-А.

Употребление в речи имен существительных, при­лагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие (39 ч)

Причастие как особая форма глагола: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Об­разование действительных и страдательных причас­тий настоящего и прошедшего времени.

Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.

Причастный оборот и знаки препинания в предло­жениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и стра­дательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных сти­лей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические при­знаки, роль в предложении. Суффиксы дееприча­стий.

Образование деепричастий совершенного и несо­вершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных сти­лей.

Культура речи. Особенности произношения дее­причастий и некоторых форм причастий. Правиль­ное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Имя числительное (12ч)

Имя числительное как часть речи: общее грамма­тическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные (целые, дробные, собирательные) и  порядковые;   их   значение,   особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с точки зрения грамматиче­ских норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числи­тельных (оба, обе; двое, трое) с именами существи­тельными.

Местоимение (11ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, пра­вописание, роль в предложении.

Употребление местоимений для связи предложе­ний в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение место­имений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.

Повторение (14 ч)

Резервные часы (2 ч)

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

·               смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

·               основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

·               особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

·               признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

·               основные единицы языка, их признаки;

·               основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

   Раздел «Речь»

·        Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.

·        Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

·        Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

·        Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

·        По орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи

·        По лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов)

·        По словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи

·        По морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач)

·        По орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем

·        По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи

·        Пользоваться разными видами лингвистических словарей.

 

Учебно-методическое обеспечение:

1)    Обучение русскому языку в 6классе: методические рекомендации к учебнику 6 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2012.

2)    Русский язык 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.

3)    Финтисова О.А. Уроки русского языка в 6 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2009 г.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленусик (28.10.2014)
Просмотров: 861 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar