Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Как вы считаете, стоит ли сохранять нынешний курс литературы?
Всего ответов: 54

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа . Литература. Беленький Г.И. 8 класс

Рабочая учебная программа

по литературе

 

 

8 класс

 

 

базовый уровень,  основное общее образование

срок реализации программы – 1 год

 

 

Составитель:

 

 

Пояснительная записка

 

        Рабочая программа по литературе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по литературе», Программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией      Г.И. Беленького и  Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина, 2006год, обеспечивает выполнение требований  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в УМК под редакцией         

Г.И. Беленького (учебник Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2010   год )

 

Цели обучения

 

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

VIII класс

(70 часов)

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

 

Внеклассное  чтение

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 часа)

 

Исторические песни

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие ( роль вымысла, ритмические особенности , повторы).

 

Лирические песни

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих ,параллелизмы , особенности лексики ,повторы.

 

Гомер (2 часа)

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа»

“Одиссея” как “поэма странствий”. Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

 

Древнерусская литература  (2 часа)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение” Владимира Мономаха

Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

“Житие Сергия Радонежского”

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

 

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (2 часа)

Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот  и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

 

У. Шекспир (4 часа)

Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»)

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

 

литература XVIII века

 

Литература XVIII ( обзорная лекция) (1 час)

 

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.

 

М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

 

литература XIX века

 

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

 

А.С. Пушкин  (10 часов)

  Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская Дочка».

Повесть «Пиковая дама»

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

 

М.Ю. Лермонтов (5 часов)

            Жизнь и творчество (обзор).

  Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Сочинение по поэме М.Ю Лермонтова « Мцыри»

 

Н.В. Гоголь (9часов)

          Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор»

 

Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

 

Внеклассное  чтение

          И.С. Тургенев (2 часа)

           Жизнь и творчество (обзор).

         Повесть «Ася».

 Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая  атмосфера повести.

 

Л.Н. Толстой (4 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «После бала»

Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

 

Ф.М. Достоевский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Белые ночи»

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

 

литература ХХ века

 

Литература XX ( обзорная лекция) (1 час)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

 

А.И. Куприн (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Гамбринус»

Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя.  Гуманистический пафос произведения Куприна.

 

М. Горький (2 часа)

Слово о писателе.

«Песня о Соколе»

Романтизм раннего творчества  М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

 

А.А. Блок (1 час)

Слово о поэте

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…»  Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

 

А.А. Ахматова (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Сероглазый король»

Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

 

Б.Л. Пастернак (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

 

М.А. Булгаков (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

 

А.Т. Твардовский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок»

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка “Книги о бойце”.

 

М.М. Зощенко (2 час)

Слово о писателе.

Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»)

Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

 

Н.А. Заболоцкий (1 час)

Слово о писателе.

Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…»

Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

 

В.М. Шукшин (2 час)

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик»

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

 

Б.Ш. Окуджава (1 час) Слово о поэте

Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

 

В.С. Высоцкий (1 час) Слово о поэте

Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия.

            уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

 

 

Учебно- методическое обеспечение

 

1.Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2010 год.

 

2. Универсальные поурочные разработки по литературе . 8 класс. М.:ВАКО, 2008г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленусик (27.10.2014)
Просмотров: 802 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar