Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Ваша любимая героиня из классической литературы
Всего ответов: 226

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа . Литература. Беленький Г.И. 7 класс

Рабочая учебная программа

по литературе

 

7 класс

 

базовый уровень,  основное общее образование

 

срок реализации программы – 1 год

 

 

Составитель:

 

 

 

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и  авторской программы Г.А.Беленького. Программа реализуется в УМК   под редакцией   Беленького (учебник Литература. 7 Беленький Г.И., Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н. и др. / Под ред. Беленького Г.И.)

Программа рассчитана на  70учебных часа (2 часа в неделю).

ЦЕЛИ  ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

 – приобщить учащихся к искусству слова;

 – чтение и изучение художественных произведений,

- знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и                   

   историко – культурными фактами;

- расширение круга чтения,

- повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·        Развить эмоциональное восприятие ребёнка

·        Научить его грамотному анализу прочитанного произведения

·        Развить потребность в чтении книги

·        Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами  мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающие  высокие нравственные чувства.

·        Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, -  трудная задача.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(70 часов)

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 часа)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (возможен выбор другой былины).

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Героический эпос в мировой культуре

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час) (возможен выбор другого эпоса).

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

литература XVIII века (3 часа)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.(1час)

Театр европейского классицизма

Ж.-Б. Мольер (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

литература XIX века (59 часов )

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.(1час)

В.А. Жуковский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Баллада «Светлана».

Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

А.С. Пушкин  (11  часов)

  Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Повесть «Станционный смотритель».

Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Повесть «Барышня-крестьянка»

Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Сочинение по  творчеству А.С.Пушкина

 

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (2 часа)

Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения)

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

М.Ю. Лермонтов (6 часов)

         Жизнь и творчество (обзор).

         Стихотворения: «Тучи», «Листок».

         Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.

         Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Сочинение по  творчеству М.Ю.Лермонтова

 

Н.В. Гоголь (7 часов).

Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя

 

А.Н. Островский (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы).

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

И.С. Тургенев (6  часов)

Слово о писателе.

Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» (3 час) (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»).

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1 час) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Сочинение по творчеству И.С.Тергенева

Ф.И. Тютчев (3 часа)

Слово о поэте.Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других стихотворений).

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

А.А. Фет (1 час)

Слово о поэте.Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения).

"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

А.К. Толстой (3 часа)

Слово о писателе.

Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»  (возможен выбор других произведений).

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений  Толстого

Н.А. Некрасов (2 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» (возможен выбор других стихотворений).

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

М.Е. Салтыков-Щедрин (4 часа)

Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок).

         Особенности сюжетов и проблематики "Сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Сочинение по сказкам М.Е.Салтыкова – Щедрина  

 

Л.Н. Толстой (4 часа)

Слово о писателе.

Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).

Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Сочинение по повести Л.Н.Толстого

В.М. Гаршин (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения).

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.

А.П. Чехов (3 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Хамелеон».

Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. Сатирический пафос произведения.

литература ХХ века (4 часа)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

М. Горький (2 часа)

Слово о писателе.

Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).

Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

 А. Сент–Экзюпери (2 часа)

Слово о писателе.

Сказка «Маленький принц».

Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 7  класса учащиеся должны :

  •  видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
  •  выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
  •  воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
  •  воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
  •  использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
  •  понимать связь изученного произведения со временем его написания
  •  выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
  •  грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
  •  выполнять письменные работы различного характера;
  •  работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.

УЧЕБНО _ - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

1.  Литература.  7 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений  Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012 год

2. О.А Ерёмина «  Поурочное планирование 7 класс», издательство «Экзамен»,2008 год

3.И.П. Карпов «Открытый урок по литературе 5-11 классы» Московский лицей, 2003

4.Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленусик (27.10.2014)
Просмотров: 1018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar