Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Покупаете ли Вы книги?
Всего ответов: 123

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа. Литература. Беленький Г.И. 5 класс

 

Рабочая учебная программа

по литературе

5 класс

базовый уровень,  основное общее образование

срок реализации программы – 1 год

 

 

Составитель:

 

 

 

 

2012 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и  авторской программы Г.А.Беленького. Программа реализуется в УМК   под редакцией   Беленького (учебник Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений . Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012 год ).Программа рассчитана на  70учебных часа (2 часа в неделю).

Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими  потребностями. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

ЦЕЛИ  ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

 – приобщить учащихся к искусству слова;

 – чтение и изучение художественных произведений,

- знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами;

- расширение круга чтения,

- повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·        Развить эмоциональное восприятие ребёнка

·        Научить его грамотному анализу прочитанного произведения

·        Развить потребность в чтении книги

·        Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами  мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающие  высокие нравственные чувства.

·        Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, -  трудная задача.

·        Содержание литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра(5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы(5-6 7-8,9 классы) первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Вторая группа- владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому с первой группой нужно больше внимания уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, а со второй –  активному чтению вслух и углублению истолкования художественного произведения. 

   УРОКИ внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(70 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

 

Русский фольклор (7 часов)

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).

Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.

Литературная сказка

Х.К. Андерсен (4 часа)

Слово о писателе.

Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Зарубежная литература

Д.Дефо (4 часа)

Слово о писателе.

Роман «Робинзон Крузо».

История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.

литература XIX века

  Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

И.А. Крылов (5 часов)

Слово о писателе.

Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен).

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

 А.С. Пушкин (5  часов)

Слово о поэте.

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра.  Понятие о стихотворной сказке.

 М.Ю. Лермонтов (3 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Бородино».

История  Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

 

А.В. Кольцов (2 часа) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)

Слово о поэте.

Стихотворение «Косарь» (возможен выбор другого стихотворения).

Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Ф.И. Тютчев (2 часа)

Слово о поэте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.А. Фет (3 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И.С. Тургенев (5 часов)

Слово о писателе

Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести)

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Н.А. Некрасов (4 часа)

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.

Л.Н.Толстой (4 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник»

Моральная ответственность человека за своё поведение и окружающий его мир.

 Тема детства в зарубежной литературе

М. Твен (3 час) Слово о писателе.

Повесть "Приключения Тома Сойера".

Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

В.Гюго   (1 час)

Слово о писателе.

«Козетта» (отрывок из романа «Отверженные)

Литература ХХ века

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.

 

А.И.Куприн  (3 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Белый пудель»  или «Чудесный доктор».

Тема человеческого сострадания в литературе.

А.С. Грин (2 час)

Слово о писателе.

Повесть "Алые паруса" (возможен выбор другой повести).

         Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

К.Г. Паустовский (2 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Мещерская сторона» (возможен выбор другого рассказа).

Тематика и проблематика произведения.

 

Н.М. Рубцов (2 час) (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)

Слово о поэте.

Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и  природа в “тихой” лирике Рубцова.

Стихотворения о Великой Отечественной войне (2 часа)

Ю.П. Казаков (2 часа) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)

Слово о писателе.

Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения).

Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

 В.П. Астафьев (3 часа) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

 

О. Генри (1 час) Слово о писателе.

Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения).

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 5  класса учащиеся должны  :

·        Иметь представление об отличии  письменной литературы от произведений устного народного творчества

·        Определять тему  прочитанного текста

·        Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями

·        Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями,

·        Выразительно читать изученные произведения или их фрагменты

·        Читать наизусть

УЧЕБНО _ - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

1.  Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений  Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012 год

2. О.А Ерёмина «  Поурочное планирование 5 класс», издательство «Экзамен»,2008 год

3.И.П. Карпов «Открытый урок по литературе 5-11 классы» Московский лицей, 2003

4.Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленусик (27.10.2014)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar