Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Сколько книг Вы прочитали за последний год?
Всего ответов: 75

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа. Беленький Г.И. Литература. 6 класс

Рабочая учебная программа

по литературе

6 класс

 

базовый уровень,  основное общее образование

 

срок реализации программы – 1 год

 

              Составитель: Греку Елена Михайловна

 

 

2013 – 2014 учебный год

 

 

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и  авторской программы Г.А.Беленького. Программа реализуется в УМК   под редакцией   Беленького (учебник Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2012 год). Программа рассчитана на  70 учебных часа (2 часа в неделю).

Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими  потребностями. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

ЦЕЛИ  ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

 – приобщить учащихся к искусству слова;

 – чтение и изучение художественных произведений,

- знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами;

- расширение круга чтения,

- повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·        Развить эмоциональное восприятие ребёнка

·        Научить его грамотному анализу прочитанного произведения

·        Развить потребность в чтении книги

·        Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами  мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающие  высокие нравственные чувства.

·        Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, -  трудная задача.

УРОКИ  внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(70 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

 

Русский фольклор (3 часа)

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Понятие об эпосе. Былины

Древнерусская литература (5 часов)

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

 

 

литература XIX века 

  Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

В.А. Жуковский (2 часа)

Слово о поэте.

Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).

Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.

Жанр баллады в зарубежной литературе

Ф. Шиллер  (1 час)

Слово о поэте.

Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

 

А.С. Пушкин (10 часов)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро»

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского.  Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

 

М.Ю. Лермонтов (3 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Листок», «Три пальмы».

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Стихотворная речь (3 часа)

Рифма. Строфа. Трёхсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест.

Н.В. Гоголь (4 часа)

Слово о писателе.

Повесть "Ночь перед Рождеством" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

А.К. Толстой (2 часа)

Слово о поэте.

Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения).

Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.

Н.А. Некрасов (4 часа)

Стихотворение «Железная дорога».

Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы).

Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Н.С. Лесков (3 часа)

Слово о писателе.

Cказ  «Левша».

Русский характер в сказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

А.П. Чехов (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Жанр новеллы в зарубежной литературе

 

П. Мериме (1 час)

Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

 

А. Доде (1 час)

Новелла «Маленький шпион»

 

В.Г. Короленко (5 часов)

Слово о писателе.

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения).

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

литература ХХ века

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.

В.В. Маяковский (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.

С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).

Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

 Зарубежные писатели о животных

Д. Лондон (3 часа).

Слово о писателе.

Повесть “Белый клык” (возможен выбор другого произведения).

Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

 

Рассказ «Любовь к жизни». Смысл названия рассказа.

А.П. Платонов (3 часа)

Слово о писателе.

Рассказ "В прекрасном и яростном мире" (возможен выбор другого рассказа).

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

М.М. Пришвин (5  часов)

Слово о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).

Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

 

В. Г. Распутин (3 часа) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

 

Д. Олдридж (2 часа)  (возможен выбор другого зарубежного писателя)

Слово о писателе.

Рассказ «Последний дюйм» (возможен выбор другого произведения).

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги.

 

Резерв (2 часа)

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 6  класса учащиеся должны :

  • видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
  •  выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
  •  воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
  •  воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
  •  использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
  •  понимать связь изученного произведения со временем его написания
  •  выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
  •  грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
  •  выполнять письменные работы различного характера;
  •  работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.

 

 

УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

1.  Литература.  6 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений  Г.И. Беленький  М.: Мнемозина 2013 год

2. О.А Ерёмина «  Поурочное планирование 6 класс», издательство «Экзамен»,2008 год

3.И.П. Карпов «Открытый урок по литературе 5-11 классы» Московский лицей, 2003

4.Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленусик (28.10.2014)
Просмотров: 685 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar