Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Читаете ли Вы зарубежную литературу на оригинальном языке?
Всего ответов: 68

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

«Круиз по океану Лексика» (повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика»).
28.10.2014, 09:07

Русский язык. 5 класс. Учебник Т.А.Ладыженская. 

 

Презентация к уроку

 

Продолжительность:  1 урок - 45 минут

Автор: Дорошенко Янина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 20

Цели урока:  

Образовательная - обобщение материала по теме «Лексика»; закрепление  знаний по данной теме;  ликвидация пробелов в знаниях по данному разделу.

Развивающая - овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитание бережного отношения  к родному языку, слову; формирование положительной мотивации к предмету.

Тип урока –  урок повторения и обобщения

Форма урока – дидактическая игра

Оборудование:

  • 1 персональный компьютер учителя;
  • 13 ученических компьютеров
  • мультимедиапроектор

Структура  урока.

1.Оргмомент - 2  мин.

2.Мотивационно – ориентированный – 3 мин.

3.Реализация плана – 35 мин.

4.Физминутка- 2 мин.

5.Гимнастика для глаз -1 мин.

6.Рефлексия - 2 мин.

 

Ход урока:

 

1.Слово учителя:  (Слайд № 1) Звучит песня Ю.Антонова «Море, море»

 

- Дамы и господа, мальчишки и девчонки!  Я рада приветствовать вас на борту нашего парусника «Русский язык»! День сегодня  особенный. Особенный потому, что мы отправимся в круиз по бескрайнему океану….

- Вот только я забыла, как он называется.

Попробуйте разгадать ребус, и вы все сразу поймете (Слайд «№ 2).

- Правильно, океан Лексика. Молодцы!

 

- Цель нашего круиза  - обобщить изученный материал  по теме «Лексика». Ведь Лексика – это огромный океан неизведанного. Чтобы мы смогли отправиться в дальний путь, необходимо иметь лингвистические знания, которые  помогут нам не сбиться с курса.

 

- А теперь откройте судовые журналы (тетради) и сделайте первую запись:

 Число. Классная работа. Обобщение знаний по теме «Лексика».

 

- А  что такое Лексика, что изучается в этом разделе? (ответ обучающегося)

- А  что же такое лексикон? (ответ обучающегося)

 

- Я надеюсь, что вашего словарного запаса хватит до конца путешествия.

Но прежде чем мы отправимся в путь, я предлагаю ознакомиться с курсом нашего корабля. А вот и карта океана. (Слайд № 3).

- На каких островах мы побываем? (ответы учащихся)

- Ещё мы  познакомимся с их жителями.

- Как капитан, я буду наблюдать за работой своей команды и в конце круиза (урока) отмечу лучших.

Итак, в путь!

 

2. Острова Однозначных и многозначных слов. (Слайд № 4).

 

- Ребята, вижу землю! Так это же Острова однозначных и многозначных слов.

Скорее расскажите о жителях этого острова? (ответы детей).

- Жители Острова однозначных и многозначных слов очень дружелюбные и желают с вами познакомиться.

- Они предлагают нам поиграть. Вот их задание. Докажите,  что слово ЗВЕЗДА – многозначное. (Слайд № 5)

 

Задание

Перед вами 5 предложений, запишите в тетрадь под цифрами разные значения этого слова. Смотрите слова для справок. Они вам помогут в работе.

Для справок: небесное тело, знаменитый человек, геометрическая фигура, морское животное, награда.

1. На уроке изобразительного искусства мы рисовали пятиконечную звезду (геометрическая фигура).

2. На ночном небе зажглись разноцветные звёзды (небесное тело).

3. Морские звёзды - хищники, питающиеся моллюсками, морскими уточками и другими беспозвоночными (морское животное).

4. Мой дедушка был награжден Орденом Красной Звезды (награда).

5. В Кремле выступали все звезды российской эстрады (знаменитый человек).

 

Вывод: итак, слово звезда имеет сколько значений? (5) Значит, оно…..(многозначное)

-Молодцы, ребята. (Слайд № 6). Вы только посмотрите. Жители этого острова решили нам подарить путеводную звезду.

 

- А кто знает, что обозначает это выражение? (ученики высказывают свои предположения).

- А теперь давайте посмотрим значение этого выражения в словаре и сравним с вашими предположениями. В каком словаре мы будем искать нужную информацию? (во фразеологическом)

(Индивидуальная работа со словарем, затем зачитывают значение этого выражения).

Выводится  на экран информация (Слайд № 7).

- Теперь она нам будет указывать верный путь.

 

- Ребята, а где можно узнать о лексическом значении слова? (учащиеся отвечают)

- Правильно, словари.

 

- Итак, мы прибываем в город Словарей. (Слайд № 8).

- Ребята, здесь почетными жителями являются словари. Они очень умные и начитанные. 

- Какие словари вы знаете? (дети отвечают) О чем они могут нам рассказать? (ответы учеников)

(Одновременно информация выводится на экран)

- А если нет под рукой обычного словаря? Каким образом можно узнать значение того или иного слова? (Обращаемся к электронным словарям: Википедия, Словопедия, Словари и т.д.). Информация выводится на экран.

- В нашей библиотеке хранится множество словарей. И мне очень хочется, чтобы они стали вашими верными спутниками!

- Лингвист Анатоль Франс говорил: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».

- Что ж, ребята, вы справились с заданием, и мы можем продолжать наше путешествие.

 

 

3. Острова Прямого и переносного значения. (Слайд № 9).

 

– А это что за острова такие? (Острова Прямого и Переносного значения) Что вы знаете о них? (ответы учащихся).

- Ребята, жители острова попросили нас выполнить секретное задание. Нам надо проникнуть в сеть Интернет,  найти нужные картинки и ответить на вопросы.

- Посмотрите на картинки и скажите, какие словосочетания употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

(Работает учитель  с ЦОР в сети Интернет, информация выводится детям на экран

http://files.school-collection.edu.ru/ 1) выбираю предмет – Русский язык;

                                                          2) выбираю класс – 5;

                                                          3) выбираю учебные материалы «Русский язык. Теория 5-9 кл. 

                                                              Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.»;

                                                          4) выбираю основной курс;

                                                          5) выбираю раздел Лексика;

                                                          6) выбираю тему «Прямое и переносное значение слов»;

                                                          7) выбираю интерактивные рисунки

Смотрите работу с ЦОР в дополнительном приложении к уроку – скриншоты)

 

Задание «Укажи прямое и переносное значение слов»

А) Море огней – бескрайнее море

Б) Злой мороз  - злой волк

В) Температура скачет – девочка скачет

- Придумайте и запишите по одному своему примеру.

(Дополнение. На случай, если произойдет сбой в работе сети интернет, можно использовать скрытые слайды № 11, 12, 13. Они позволят учителю продолжить данную работу).

 

- Все верно. Вы просто молодцы. За это вы получаете награду - гору золота. (Слайд № 14)

- А это словосочетание употреблено в каком значении? (В переносном)

- Свою миссию мы выполнили. Снимаемся с якоря, и в путь!

 

 

ФИЗ.МИНУТКА (звучит шум моря)

 

- А сейчас давайте проверим, все ли вы знаете команды капитана корабля. Слушайте и выполняйте  мои команды.

Лево руля!- все поднимают левую руку.
Право руля!– все поднимают правую руку.
Нос!– руки вперед.
Корма!– повернуться назад.
Поднять паруса!- поднимают руки вверх.
Драить палубу!- все делают вид, что моют пол.
Пушечное ядро!- все приседают.
Адмирал на борту!- все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

 

 4. Остров Синонимов. (Слайд № 15).

- Ребята, мы прибываем к острову Синонимов. Обитатели острова такие дружные и так похожи, что их иногда трудно отличить друг от друга, но это сделать можно. Что вы о них знаете? (ученики отвечают).

- Но вот беда: среди них появились предатели. Синонимы просят нас о помощи. Давайте им поможем и отыщем среди них третьего лишнего. Запишите в судовых журналах третье лишнее слово.

 

 

Задание «Третий лишний» (Слайд № 16)

А) огонь, дым, пламя

Б) алфавит, азбука, чистописание

В) ураган, дождь, буря

Г) хохотать, плакать, рыдать

Д) близко, далеко, рядом

 

-Молодцы. Теперь они знают неприятеля в лицо и будут  очень осторожны.

- Ребята, наши синонимы все время попадают в неприятные истории.

 

- На острове случилось наводнение. Многие синонимы потерялись и теперь не могут найти друг друга. Давайте им поможем воссоединиться.

Задание «Найди пару» (Слайд № 17)

  1. Бежать                          отважный
  2. Шалун                          работать
  3. Смелый                        озорник
  4. Сверкающий                нестись
  5. Лжец                            блестящий
  6. Трудиться                    обманщик

 

- Замечательно. Теперь наши друзья вместе и очень счастливы.

- А мы можем продолжить наше путешествие.

 

 

5. Остров Омонимов.

 

- Ребята, сегодня день какой-то необычный. Вот послушайте, что произошло утром. (Учитель читает наизусть стихотворение) (Слайд № 18)

День вступил в свои права,

Постучали в дверь слова.

Я открыла: что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросила:

- Вы откуда?

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

- Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Схожим лицам вопреки,

А по смыслу - далеки!

 

- Ребята, я так ничего и не поняла, кто же ко мне приходил?

-Может быть, вы знаете? (ответы учеников- омонимы)

-Ах, и молодцы же вы. Правильно, это омонимы. А что вы о них знаете? (ответы учеников)

- Итак, мы прибываем на остров Омонимов.(Слайд № 19)

-А вот к нам на корабль гости пожаловали. Говорят, среди них есть омонимы. Назовите  мне их и запишите в судовые тетрадки.

 

Задание «Наши гости» (Слайд № 20)

- Послушайте сценку и найдите в ней омонимы. (Звучит аудиозапись в исполнении учителя)

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Сашка

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

 

 - Итак, омонимы здесь – овсянка. Что имел в виду каждый мальчик? (Овсянка каша и птичка).

- Спасибо вам, ребята. Я теперь омонимы ни с какими словами не перепутаю.

 

6. Остров Антонимов. (Слайд № 21)

 

- А впереди мне видится другой остров. Вот что я прочитала о нем и о его жителях в журнале «Гео». На нем живут очень разные люди. Все они с противоположными характерами: умные и глупые, честные и лживые, смелые и трусливые.

- Скажите, к какому острову мы приближаемся? (ответы детей - Антонимов). Правильно. (Слайд № 22)

 

- К сожалению, мы не можем причалить к берегу, потому что в океане сейчас штиль. Но вы не отчаивайтесь, выход всегда есть. Отгадав загадку, мы решим все проблемы. (Слайд № 23)

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять. 

 

 - Ветер. Замечательно. Вот он наполнил наши паруса, и мы на острове Антонимов. (Слайд № 24)

-Жители этого острова очень любят разгадывать кроссворды и предлагают нам поиграть.

 

Задание «Подбери правильный антоним». (Слайд № 25)

К данным словам подберите антонимы и запишите в тетрадь правильные ответы.

  1. Сильный                                             Слабый
  2. Чистый                                            Грязный
  3. Молодой                                               старый
  4. Грустный                                          радостный
  5. Вверх                                                    вниз
  6. Ненавидеть                                     любить
  7. Сухой                                                     мокрый
  8. Тёмный                                         светлый

- Отлично. И с этим заданием вы справились.

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

7. Остров Фразеологизмов.(Слайд № 26)

 

- А мы продолжаем наше путешествие и прибываем на один из самых живописных островов страны Лингвиния – на остров Фразеологизмов. Здесь живут чудные человечки. Может быть, кто-то о них что-нибудь слышал или знает? (Дети отвечают). Больше всего на свете они любят писать картины. Сегодня фразеологизмы приглашают нас посетить  вернисаж.

 

Задание «Отгадай фразеологизм» (Слайды № 27, 28)

  1. Считать ворон (бездельничать, смотреть по сторонам)
  2. Лить крокодиловы слезы (притворно, неискренне жаловаться)
  3. Льет как из ведра (сильный дождь)
  4. Вставлять палки в колеса (мешать в каком-либо деле)

 

- Хорошо. Все картины жителей острова Фразеологизмов посмотрели и разгадали их тайны.

- Что ж, наш круиз подходит к концу, и нам пора возвращаться на корабль.

 

- (Слайд № 29) Но что это? Пираты захватили наш парусник и требуют выполнить их условие – решить итоговый тест. Все зависит от вас. Вперед к победе!

 

(Выполнение теста. «Сильная» группа учащихся выполняет работу на персональных компьютерах (использовала тестовую оболочку My TestX). Им дан тест повышенной сложности, состоящий из 8 заданий. Ребята, решившие тест, сразу же видят свои результаты. Компьютер выставляет им отметки.  Вторая, менее сильная, группа выполняет задание  на отдельных бумажных носителях. Им дан тест, состоящий из 5 заданий и рассчитанный на их уровень знаний. Шкалу баллов, ответы  и сам тест учитель выводит на экран. Обучающиеся выполняют самопроверку и сообщают учителю свои результаты)

 

(Смотрите выполнение теста в  дополнительном приложении к уроку – скриншоты)

 

- (Слайд № 31) Ура! Вы освободили наш корабль. Теперь мы можем отправляться домой.

 

Итог урока: (Слайд № 32)

 

- А что вам запомнилось во время круиза по океану Лексика?

 

Звучит песня В.Леонтьева «Пароходы»

 

- Ребята, помните: в наш современный век нанотехнологий  как никогда нужно быть образованным человеком. Но путь к знаниям труден и тернист: он потребует от вас упорства, настойчивости и трудолюбия. Вы не должны останавливаться на достигнутом, вы должны идти дальше и дальше, узнавать новое, интересное и, конечно же, открывать для себя неизведанные страны и острова.

 

- С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Слайд № 33)

- Нарисуйте и покажите мне смайлики.

 

Выставление отметок.

Д/з не предполагается.

 

 

 

 

 

ТЕСТ.          

 

1 вариант (для сильной группы учащихся, выполняют на компьютере, использовала компьютерную оболочку My TestX)

1. Лексика – это словарный состав языка?

А) да

Б) нет

2. Лексикон – это запас слов и выражений человека?

А) да

Б) нет

3. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

А) волчий аппетит
Б) волчий хвост
В) волчья пасть

4. Найдите многозначное слово:

А) морж
Б) самолет
В) жокей

5. Найдите слово, которое соответствует значению «плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника».

А) остров

Б) материк

В) айсберг

6. Найдите лишнее слово, которое не является синонимом по отношению к трем другим словам:

 А) хихикали  Б) смеялись  В) хохотали  Г) разговаривали

7. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение?

А) да

Б) нет

8. Найдите фразеологизм:

А) пушистый кот

Б) кот наплакал

В) приласкать кота                               

 

Вариант 2 (для менее сильной группы ребят, выполняют на бумажном носителе)

1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

А) золотые руки
Б) добывать золото
В) золотое кольцо

2. Найдите многозначное слово:

А) брошюра
Б) земля
В) маяк

3. Найдите слово, которое соответствует значению «запас слов и выражений человека».

А) лексикология

Б) лексикон

В) фразеологизм

4. Найдите лишнее слово, которое не является синонимом:

 А) большой  Б) огромный  В) маленький  Г) громадный  Д) гигантский

5. Найдите фразеологизм:

А) вкусное яблоко

Б) съесть яблоко

В) яблоку негде упасть                     А Б Б В В

 

 

 

Список методической литературы к уроку и интернет-ресурсов:

 

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, 1994.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1992.

4. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1997.

5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., Дрофа, 2006.

5. Мережинская Е.К. и др. Занимательная грамматика. Киев, Русская школа, 1999.

6. Чеснокова Л.Д. и др. Занимательный задачник по русскому языку. На берегах Лингвинии. М., Просвещение, 1996.

7. Физминутка - http://www.openclass.ru/node/241860

8. http://www.openclass.ru/lessons/72248

9. Картинка море - http://i010.radikal.ru/0909/55/14185edb1a27.gif

10. Картинка пальма и море - http://vsyaanimaciya.ru/photo/10-0-1307

11. Картинка море - http://cool-pictures.ucoz.ru/photo/168-0-6726-3

12. Картинка дельфины, рыбки - http://animashky.ru/index/0-11?5, http://www.smayli.ru/smile/jivotniea-3462.html

13. Картинки природа (деревья, растения) - http://animashky.ru/index/0-21?2-5

14. Люди (жители островов, пираты) - http://animashky.ru/index/0-14?22

15. Картинка золотые монеты - http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/gena-volochok.3/0_30938_b397f81b_L

16. Обложка журнала «ГЕО» - http://storage.gorod55.ru/data/04c6/6ede/d789/4135/a2f1/d0bd/d52e/aa10/800_0.jpeg

17. Картинка домик - http://smiles.gorod.eu/smile.79938.html

Категория: Мои файлы | Добавил: Ленусик
Просмотров: 430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar